Видео сейчас и видео потом

 

56 | Диалог Искусств | 03.2012 |

| музей | ММОМА | Петровка, 25 |

Видео сейчас

и видео потом

Марина Фоменко

 

Видеоарт становится тем популярнее, чем доступнее для художников его инструмент — видеокамера. Во многих странах ежегодно проводятся десятки видеофестивалей.

В России, к сожалению, таких инициатив очень мало. Появление нового фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом», который состоялся в этом году во второй раз на площадке Московского музея современного искусства, дает возможность российским художникам не только показать свои работы, но и увидеть, что делают наши коллеги в других странах, какие темы их волнуют, сравнить диапазон возможностей. И наконец, это шанс для художников из разных стран, объединенных общими интересами, встретиться,  даже виртуально, в Москве.

 

«Сейчас&Потом» организован на конкурсной основе. По итогам голосования жюри определяет победителей в конкурснойпрограмме и вручает награды из призового фонда фестиваля. Для освещения фестивальных событий создан сайт www.now-after.org.

 

Особенность «Сейчас&Потом» — форма его презентации.  дает уникальную возможность  представить работы во взаимодействии друг с другом в пространстве единой видеоинсталляции в течение нескольких недель. Кроме того, все отобранные работы показываются по очереди как однодневные видеоинсталляции «Видео сейчас».

Тема фестиваля нынешнего года — «Супер – супер город».

 

Современный город — это больше, чем тесное заселенное скопление архитектурных и инженерных сооружений. Это и мегаполис, поглощающий миллионы жителей, и подчиненный особой логике промышленный конгломерат, и городки, где плавно течет время, и никому не нужные, отжившие свое места обитания.

 

Художникам предложили ответить на вопрос: «Что он для нас, «Супер – супер город» — естественная среда обитания современного человека или совокупность «мест всеобщей коммуникации» (аэропорты, метро, супермаркеты), монотонное пространство современного урбанизма или футуристический проект, образ социума или поэтический ландшафт?

 

Свои видеоответы прислали более 450 художников со всего мира. Из них были отобраны 32 художника из России, Испании, Португалии, Германии, Украины, Индии, Уругвая,

Бразилии, США, Канады, Японии, Израиля, Словакии, Турции, Великобритании и Новой Зеландии. Каждый участник предложил свое видение города. Одни художники экспериментируют с цифровой структурой материала, органично применяя цифро-

вые эффекты для передачи динамики города, другие — с физическим носителем (пленкой). Кто-то использует анимацию, кто-то цитирует фильмы пятидесятилетней давности или искусственно «состаренный» современный видеоматериал, кто- то проводит перформансы в пространстве города.

 

Зал на Петровке, где демонстрировали видео, был четко зонирован. Зрители имели возможность посмотреть в режиме нон-стоп двухчасовую конкурсную программу на большом экране, а в нишах показывали видеоинсталляции отдельных авто-

ров. Семь тематических сборников фестивальных работ были

сгруппированы в «стену видео». У зрителей был выбор  между динамикой и спокойной  созерцательностью, мелодичной пластикой и мельканием кадров на пределе восприятия, поэтичностью и исследованием состояния человека, соучастием  и отстраненным взглядом наблюдателя.

 

Сборник «Горожане/Urbanites» посвящен обитателям городов. Человек в городе всегда фокусирует на себе взгляд художника. Мы видели многомиллионный город как изматывающее мелькание лиц в работе Ноэми Сьоберг «Индия», череду нашедших свой путь  в «Бесконечной истории» Романа Мокрова Здесь были и втянутые в информационные водовороты москвичи у Марины Черниковой («Инфосерфинг/Москва-2»), и строители — мигранты из бывших советских республик в вечно строящемся «Вавилоне 2010» Александры Митлянской.

 

В коллекции «Движение/Drive» (Педро Феррейра «Между двумя точками», Оксана Чепелик «Коллайдер», Хоас Себастьян Небе «Машинная ярмарка») мегаполис представлен как динамичный конгломерат, стремительный поток, вовлекающий нас в свой организованный хаос нескончаемого движения.

 

Жизнь за закрытыми дверями показывает коллекция «Внутри/Indoors». Мы попадаем в стерильный безжизненный «Склад» Марии Харитоновой и бесконечное  «Замкнутое пространство» библиотеки Войцеха Олейника и Сары Джейн Горлиц. С мыслью о клаустрофобии неизбежного заточения мы смотрим на лифты Кристофера Стэдмана, принимая как аксиому что «единственный путь вниз — это спуск». В мрачном подвале мы переживаем отголоски происходящих снаружи катастроф («Шлюзы» Орита Адара Бечара). В шедевры живописи проникаем в видео Алексея Дмитриева («Абстрактное?»).

 

Наука превращения всего во все постигается в  коллекции «Трансфигурация/Transfiguration». Неумолимое проникновение нынешней жизни в  плоть памятника архитектуры вызывает архитектурные трансформации «Депо» Марины Фоменко и пробуждает к жизни убедительный в своей абсурдности объект. Прообраз города будущего, прекрасный и угрожающий, парит над землей, возникая из привыч-

ного настоящего в «Парадоксе множества (футурология)» Брита Банкли. «Парижские ресайклеры» Никки Шустера мутируют из отходов большого города.

 

В сборнике «Вокруг/Around»  смотрит на нас тот, кто живет рядом (Хаим Сокол «Свидетель»). Механический ритм движения городской жизни показывают

Татьяна Ахметгалиева и Михаэла Мухина («Аппарат усталости»), причудливое поведение городских жителей фиксирует перформанс Виктории Илюшкиной и Майи Поповой («Сугроб»), сквозь призму модных витрин смотрит на женщину Лусия Феррейра Литовченко («Я красивая?»). Наталья Скобеева («Мементо мори, Москва») внедряет ковры в повседневную уличную жизнь.

 

В коллекции «Сны/Dreams» Юки Хиракава («Двойной сон») в поисках «гения места» канала  Накагава в Нагое  погружает нас в призрачную атмосферу сна и мечты, Джулиана

Алваренга  в работе «Рождение» прикасается к поэзии. Адити Калкарни исследует зыбкое состояние между сном и явью («Бессонница»). Кажется, что и танец в туннеле Реджепа Акара («Обратная перемотка») летит нам навстречу из страны сна.

 

«Москва — Лас Вегас/ Moscow — Las Vegas» — это безлюдный «Лас Вегас» Бенджамина

Р. Тэйлора и история любви Вальтера Беньямина, которую он описал в «Московском дневнике». По московским маршрутам знаменитого философа прошел Адам Кософф и снял все, что увидел, на камеру мобильного телефона.

 

В инсталляции из пяти мини-проекций «Окошки/Windows» — текучая анимация волшебного города «Амора» Эзры Вубе, стодневный перформанс — присутствие в стро-

ящемся здании Центра современного танца Нины Куртелы («Трансформанс»). «Дом» Наталии Магдалены в отсутствии обитателей живет жизнью населяющих его вещей. Иллюзию прошлого создала Маргарет Рорисон («Дымка над Гованас»). Сэм Спрэкли («Поверхность II) проводит эксперимерты с видеоматериалом.

 

Победителями на фестивале «Сейчас&Потом’12» стали работы: «Вавилон 2010» Александры Митлянской из России (1 место), «Двойной сон» Юки Хиракава из Японии (2 место) и «Парадокс множества (футурология)» Брита Банкли из Новой Зеландии (3 место).

 

Специальным упоминанием жюри были отмечены видео Люсии Нимковой из Словакии «Двойное кодирование», Кристофера Стэдмана из Германии «Единственный путь  — это спуск», Романа Мокрова из России «Бесконечная история» и Марины Черниковой из России «Инфосерфинг /Москва-2».

 

Предполагается сделать фестиваль ежегодным, как показал опыт

этого года, интерес к событию у художников и зрителей говорит о

его необходимости и значимости.

http://www.di.mmoma.ru/issues/2012/4/

Тотальные инсталляции