Четырехканальная видеоинсталляция, 2005
https://marinafomenko.com/2011-03-29-07-18-31.html#sigProIdd96ec116ca
Видеоинсталляция «Среды памяти» была сделана для выставки в музее Данте во Флоренции.
Мои впечатления от эпической картины загробного мира, созданной Данте Алигьери в «Божественной комедии», неразрывно связаны с четырьмя стихиями: воздухом, водой, землей и огнем. Они активны и изменчивы и являются действующими лицами поэмы наряду с обитателями Рая, Чистилища и Ада.
В видеоинсталляции «Среды памяти» я отталкивалась от этих впечатлений о "живых" и подвижных стихиях, вовлеченных во взаимодействие с теми, кто остался только в воспоминаниях.
Видеоинсталляция состоит из четырех частей: «Память воды», «Память воздуха», «Память земли» и «Память огня».
Наша память неоднородна. Воспоминания бывают беззаботными, тягостными, экспрессивными, просто спокойными. Четыре среды также по-разному окрашены эмоционально: холодное спокойствие воды, легкость воздуха, экспрессивность огня и тяжелый покой земли. В видеоинсталляции происходит слияние элементов памяти с природными элементами: огнем, водой, воздухом и землей.
«Память воды». В глубине сознания мы храним полузабытые лица со старых фотографий, которые всплывают из забвения на поверхность памяти, как из глубокой реки, и тают, сменяя друг друга.
«Память огня» или «Дом, которого нет». Это покинутый дом, в котором давно уже никто не живет. Дверь еще хлопает, еще мелькают тени ушедших. Дом еще стоит, но скоро его не будет. Это безмятежное прошлое, которое уходит в небытие. Это место, где сгорают воспоминания.
«Память воздуха». Если долго смотреть на небо, то, возможно, там появятся имена тех, кого мы помним и любим. Это светлые и легкие воспоминания.
«Память земли». Эта память подвержена забвению. Целые пласты прошлого могут быть спрятаны в потаенных глубинах сознания. Неторопливое тяжелое движение коры-земли как медленные, мучительные сдвиги в памяти, глубоко запрятанные мысли, то, о чем не хочется вспоминать.