Накануне старта нового 10-го Юбилейного сезона в Центре творческих индустрий ФАБРИКА мы поговорили с куратором групповой выставки «Фото как видео, видео как фото» Мариной Фоменко.

http://www.rosphoto.com/projects/marina_fomenko-2849

 

— Марина, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о себе. Чем вы занимаетесь, какие проекты курируете?

— Я — художник и куратор, директор Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом». Окончила Московский технический университет связи и информатики и Школу современного искусства «Свободные мастерские». Как художник, занимаюсь, в основном, видео и инсталляциями. С 2004 года постоянно принимаю участие в выставках современного искусства и фестивалях в России и за рубежом. Дважды становилась номинантом премии Кандинского (в 2010 и в 2011 году) в номинации «Медиа Арт». Моими первыми кураторскими проектами были «Переход_Transit_Транзит» на 2 Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» (сокуратор Малгожата Соболевска) в 2010 году и «Зоны отчуждения» в ежегодном проекте Мастерская 20’09 Школы современного искусства «Свободные мастерские» в ММСИ. После этих проектов я решила попробовать провести фестиваль видеоарта, чтобы видеохудожники из разных стран смогли представить свои работы в Москве. И с 2011 года я организую на основе открытого приема заявок Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом». Он ежегодно проходит в течение нескольких недель в пространстве музея. В 2011-2013 гг. фестиваль проходил в Московском музее современного искусства, в 2014 — в Государственном музее истории ГУЛАГа. В этом году мы получили более 1040 заявок от художников из 72 стран, а начиналось все со 150 заявок. Как куратор я готовлю все проекты фестиваля «Сейчас&Потом»: и в Москве, и в разных городах России, и за рубежом.

— Кому принадлежит идея о создании проекта «Фото как видео, видео как фото»?

— Будучи директором и куратором фестиваля видеоарта, я смотрю очень много видеоработ художников из разных стран и выделяю области интересов видеохудожников. Я обратила внимание, что видеохудожники порой прибегают к приемам, используемым в фотографии, вплетают фото в ткань видеопроизведений и создают видеоработы на основе фотоизображений. Тогда у меня и появилась идея проекта «Фото как видео, видео как фото». Ведь, если есть видеохудожники, которые сближают видео и фотографию, то есть и фотографы, которые стремятся им навстречу: ловят и запечатлевают движение. Задача куратора — найти таких художников. Я очень рада, что Андрей Мартынов, известный куратор в области фотографии, согласился стать сокуратором этого проекта.

— Кто стал участниками проекта? Какие общие черты участников вы можете выделить?

— Участники проекта — видеохудожники и фотографы из России, Мексики, Германии, Польши, Японии и Франции: Клеменс Вильхельм, Майкл Волф, Александра Митлянская, Филип Габриэль Пудло, Томоюки Сакагути, Токихиро Сато, Марина Фоменко, Алек Фон Барген, Бадр Эль Хаммами. Объединяет всех участников их интерес к пограничной области, где встречаются видео и фотография.

— Можете ли выделить 3 главных работы проекта, которые произвели лично на вас наибольшее впечатление?

— Я не могу выделить главные или лучшие работы. Все работы разные, не похожи друг на друга и по-своему очень интересны. Но, если говорить о чертах подобия, то можно выделить две работы, очень красивые, видеохудожника и фотографа, которые ловят свет. Бадр Эль Хаммами в видеоработе «Воспоминание #2» ловит солнечные зайчики в камеру, предельно замедляя движение.

Токихиро Сато в своем многолетнем проекте «Живые тени» на очень длинной выдержке фотографирует движение света, и солнечных зайчиков в том числе. Их работы посвящены одной теме, они преследую одни и те же цели, стремясь попасть в область между видео и фото, но результаты их работы разные, и это очень интересно.

— На ваш взгляд, насколько родственными в последнее время стали фотография и видео?

— Видео и фотография — изначально родственники, хотя и не очень близкие. Мне не кажется, что сейчас они стали ближе. Расширяется круг художников, вовлеченных в создание фото- и видеопроизведений, потому что у нас у всех появились фото- и видеокамеры, хотя бы на телефонах и планшетах.

— Фотография достаточно сильно трансформировалась за последние годы. В чем причина, по вашему мнению? Ритм и скорость жизни? Развитие фототехники? Общая тенденция объединения различных видов искусств?

— Все эти причины, по моему мнению, имеют место быть.

— Какой вы видите аудиторию проекта?

— Мне кажется, что наша аудитория — это художники, фотографы, и все, кому интересно современное искусство.

— Если говорить конкретно про видео-арт. Насколько он развит в нашей стране?

— Сейчас, наверное, у каждого художника есть видеокамера, пусть даже только на телефоне. А видеокамера — это инструмент в руках художника. Мне кажется, что нет такого художника, который не попробовал бы сделать видео. Однако развитие видеоарта связано не только с развитием техники и наличием видеокамер у художников, но и с развитием образования, с возможностью получить сумму знаний и навыков, необходимых видеохудожнику, а также с возможностью показать свои работы широкой аудитории. К сожалению, образование видеохудожники могут получить практически только в Москве и в Санкт-Петербурге. Поэтому говорить о широком развитии видеоарта в нашей стране не приходится.

— Это совсем молодое направление или уже довольно окрепшее?

— Видеоарт возник 50 лет назад, он уже давно окреп.

 

— Есть ли представители видео-арта, которых вы назвали бы лучшими в нашей стране?

— Я не возьму на себя смелость оценить, кто лучше всех, но хорошие видеохудожники в нашей стране, конечно же, есть.

 

— Планируете ли вы продолжать работу над темой соприкосновения видео и фотографии?

— Да, мы с Андреем Мартыновым планируем продолжить работу над темой «Фото как видео, видео как фото» и надеемся показать этот проект в развитии и в других городах.

 

— Большое спасибо за беседу!

— Взаимно!

Контакты:

www.marinafomenko.com

www.now-after.org

 

 

Тотальные инсталляции